Перебои в китайском порту ударят по рынкам магния, хрома и марганца?

Многочисленные транспортно-логистические перебои, отмеченные в регионе Тяньцзина, одного из крупнейших портовых городов Китая, вызвали сильные беспокойства на экспортно-импортных рынках многих материалов, в т.ч. и ферросплавов. Ситуация возникла после выявления случаев заражения коронавирусом и ответного введения властями массового тестирования населения.

Естественное желание властей не допустить повторного распространения пандемии вызвало очень серьёзные проблемы в функционировании крупнейшего порта на севере Китая – вновь стали нормой задержки отгрузок, приостановка транспортных маршрутов и некоторых производств. Некоторые «паникёры» предрекают едва ли не хаос, которого, конечно, не последует, но реакция различных рынков весьма вариативна.

Стальной сектор не ожидает особого влияния сложившейся ситуации, поскольку весь металлургический сектор в смысле спроса в это время года обычно замедляется.

На обширном китайском рынке медного лома каких-то заметных «подвижек» в связи с событиями в Тяньцзине также не ожидается – через Тяньцзин действует лишь небольшое количество импортёров.

Иная ситуация может сложиться на рынке магния, т.к. основной поток экспортных поставок материалов, связанных с рынком магния, отгружается именно через порт Тяньцзиня, поэтому эффект на этот рынок может оказаться существенным.

Есть «элемент нарастания беспокойства» на рынках хромовой и марганцевой руды, поскольку в регионе порта сосредоточены основные склады с огромными объёмами импортированной руды: текущие уровни запасов хромовой и марганцевой руды оцениваются примерно в 1,54-1,55 и 3,66-3,87 млн. тонн, или примерно 60% и 70% соответственно от общего объёма китайских запасов.

Потребители руды, в основном это производители ферросплавов с севера Китая, допускают, что ситуация может привести к нехватке запасов сырья на какое-то время, что вызовет необходимость поиска «альтернативных» возможностей для обеспечения тем или иным материалом.

Всё произошло в весьма неблагоприятное для отгрузок время, когда с приближением китайских новогодних праздников и так традиционно рынки ощущают дефицит грузового транспорта, в первую очередь грузовиков. Ситуация с выявлением КОВИД-19 усугубила нежелание водителей грузовиков «связываться» с отгрузками из Тяньцзина – сейчас водители должны предоставлять отрицательный результат теста на КОВИД, взятого в предыдущие 48 часов. «Обычно из порта на наш завод приходит 80-90 грузовиков в неделю, но за последнюю неделю мы смогли обеспечить прибытие лишь 4-5 машин», — констатировал представитель производителя феррохрома из пров. Внутренняя Монголия.

О схожей ситуации сообщает и крупный производитель марганцевых сплавов: «Вдобавок к проверкам на коронавирус в самом Тяньцзине сейчас очень жёсткий контроль за отгрузками и в пунктах назначения, пров. Внутренняя Монголия и Нинься».

«Думаю, что никакой водитель не захочет сам влезать в беду, заезжая в области с высоким или как минимум средним риском, да ещё перед столь важным новогодним праздником», — коротко заметил торговец марганцем из Тяньцзиня.

Ожидаемо нехватка грузовиков привела к очередному всплеску транспортных издержек – стоимость перевозки грузовиками из порта до пров. Внутренняя Монголия возросла более, чем в два раза с «нормальной» ставки 80-90 юаней ($12,6-14,2) за тонну до 180-190 юаней за тонну.

Текущих запасов руды у многих производителей должно хватить примерно на месяц производства, но многие производители уже начали либо «присматривать» возможные альтернативные возможности доставки [сырья], либо намерены на какое-то время снизить потребление руды в случае «затягивания» сложившейся ситуации.

Некоторые производители в вышеупомянутых регионах используют железную дорогу для доставки руды из Тяньцзина, что весьма необычно для Китая – ж/д перевозки руды осуществляются дольше и в меньших объёмах, т.к. пропускная способность ж/д транспорта при доставке в указанные регионы Китая весьма ограниченная.

«Доставка железной дорогой из порта до наших производств в пров. Нинься займёт два-три дня, но сейчас это может быть единственной возможностью», — говорит производитель силикомарганца.

«Некоторые заказчики спрашивают о наличии запасов [руды] в порту Циньчжоу, но доставка из этого порта обойдётся на 3 юаня за dmtu (единицу содержания в сухой метрической тонне) дороже, чем из Тяньцзина – с учётом разницы цен на материал в разных портах и с учётом более высоких транспортных издержек из Циньчжоу», — сообщает торговец марганцевой рудой.

Некоторые производители феррохрома пытаются закупить сырьё в порту Ляньюнган, но это также обойдётся дороже, чем доставка из портовых складов в Тяньцзине – в 31,0-31,5 юаней за dmtu по сравнению с 30,5 юаней за dmtu для хромовой руды спецификации UG2.

Выдержать такое повышение издержек окажутся в состоянии не все участники рынка, и в этом случае производителям придётся быть готовым к нехватке сырья, и одним из способов такой «готовности» может стать необходимость замедлять производство для меньшего использования запасов руды.

Источник: MetalTorg.Ru