Европейский титановый рынок обеспокоен российскими пошлинами

После объявления о введении Россией экспортных пошлин на многие позиции металлургической продукции европейский рынок ферротитана ожидаемо наполнился слухами и разговорами о возможных последствиях.

Первым, лежащим на поверхности, предположением стал потенциальный рост рынков ферротитана и лома. За последние три года Европа, включая Скандинавию и Турцию, импортировала из России в среднем около 1500 ферротитана, за первые четыре месяца этого года импорт составил 1700-1800 тонн в месяц. За 2020 год российский экспорт ферротитана составил около 20000 тонн, при этом не весь российский материал остаётся в Европе, отнюдь не символические объёмы «расходятся» из Европы в другие мировые регионы.

При этом европейское производство ферротитана составляет около 20000 тонн в год, европейские производители нередко варьируют загрузку своих производственных мощностей в зависимости от объёмов российского экспорта и потребительского спроса в Европе.

«Легко догадаться, что в случае, если весь российский материал останется в Европе, его предложение превысит половину европейского спроса. Но всегда есть торговцы, закупающие российский материал в Роттердаме для перепоставок в другие регионы. Наши партнёры по логистике сообщают, что сейчас в Восточной Европе практически невозможно заказать грузовик для перевозки ферротитана из России – настолько сразу поднялась шумиха, чтобы обеспечить российский материал до ввода в действие пошлин. Очевидно, что многие экспортёры продукции с более высокой стоимостью готовы платить премии за перевозку», — говорит британский источник.

«Трудно даже представить, что произойдёт, если вместо обычных экспортных объёмов из России, «дополняющих» европейский рынок, в июле будет «бутылочное горлышко». В этом случае можно ожидать, что цены на ферротитан как минимум отыграют недавние потери», — добавил этот же источник.

«Все пытаются сейчас выяснить вероятный эффект на общую ситуацию на рынке. Есть признаки что российские торговцы и даже производители сами сейчас начали искать спотовый материал, предугадывая или возможную его нехватку, или отсутствие стимула к экспорту после введения 15%-ной пошлины. Мы слышали – правда, через «третьи руки» — что крупный российский производитель [сплава] сам сейчас вышел с запросом на 200-300 тонн материала», — сообщает британский поставщик.

Некоторые европейские поставщики ферротитана сообщают о видимом интересе к спотовому материалу даже тех потребителей, которые уже обеспечили себя на третий квартал – очевидно, такие потребители хотели бы обезопасить себя от возможных ценовых «прыжков» или дефицита в четвёртом квартале.

На такую ситуацию очень оперативно могут отреагировать повышением отпускных цен поставщики лома. «Некоторые из наших постоянных поставщиков начали предупреждать о возможном повышении цен едва ли не на 25%, уверяя при этом, что они едва ли не завалены запросами о срочных поставках. Вероятно, это преувеличение и игра, но, похоже, что риск дальнейшего снижения ферротитана на время летнего замедления ушёл», — полагает европейский производитель, добавивший, что его компания в любом случае пытается закупить дополнительные объёмы и лома, и даже ферротитана.

Многие участники сетуют, что вновь возникли «суматоха и суета» на рынке, который только-только начал успокаиваться и приходить в более-менее предсказуемое состояние. «Если экспортные поставки лома из России сократятся, то весьма быстро будут исчерпаны возможности производителей ферротитана брать более качественный лом из авиакосмического сектора или вакуумной обработки титана. Единственным фактором ограничения роста цен на ферротитан мне представляется увеличение объёма собираемого лома в этом секторе, но восстановление производства гражданских самолётов проходит очень медленно, а срок поставок лома из этого сектора отнюдь не короткий», — говорит источник.

Некоторые крупные производители стали стараются занять взвешенную позицию. Крупный производитель из Германии говорит, что «…ясно, введение экспортных пошлин Россией на первый взгляд только усложнит процесс закупок и ферротитана, и лома в ближней перспективе, но пока слишком рано определить, как конкретно наше производство поменяет – или нет – свои торговые планы».

«Главный вопрос для металлургов – это доступность сырья, сейчас они будут пытаться обеспечить объёмы, требуемые для поддержания нормального производства», — весьма общо и расплывчато комментирует крупный европейский производитель.

В первые дни после объявления о вводе экспортных пошлин на многие виды российской металлургической продукции цены на ферротитан и лом пока не отреагировали. Торговая активность оставалась в состоянии покоя.

Диапазон преобладающих цен на стандартный материал 70%Ti 4,5%Al max. по-прежнему (четвёртую неделю подряд) составляет $7.30-7.60 за кг Ti ddp Европа. Цены на стружку также устойчивы уже не одну неделю, преобладающие ценовые диапазоны для двух основных спецификаций (необработанный материал 90/6/4 с содержанием олова 0,5% и 0.5-2% max.) составляют $1,70-1,80 и $1,60-1,70 за фунт CIF Европа соответственно. Рынок наводнён разговорами о вероятном возвращении на него в начале июля разных металлургов для завершения закупок на третий квартал.

«В первые дни после объявления новых 15%-х экспортных пошлин был просто вал спекуляций, мы ощущали дополнительный интерес от торговцев, но решительно отвергли все торопливые движения. Пока мы намерены воздерживаться от предложений спотового материала, пока мы не будем знать, позволят ли нам имеющиеся объёмы лома выполнить наши обязательства. Пока рынок будет «переваривать» все эти новости, мы сконцентрируемся на обеспечении достаточных запасов лома. Думаю, что дополнительный интерес к нему неизбежен, и это приведёт к более высоким ценам», — рассуждает британский производитель сплава.

«Сейчас игра на выжидание – всем требуется увидеть последствия введения пошлин и что же другие собираются делать в такой ситуации. Единственное, что пока можно сказать уверенно – вновь идут вверх логистические издержки. Российские производители пытаются вывезти имеющиеся запасы на европейский рынок. Мы сейчас едва ли можем заказать какой-либо транспорт. Буквально за день-два цены взлетели чуть ли не в два, а то и три раза», — говорит другой британский производитель сплава.

Источник: MetalTorg.Ru