ERG: поставщики кобальта не поспевают за растущим спросом

Мировое предложение кобальта уже «не успевает» за стремительно растущим спросом и потреблением, отметил исполнительный директор добывающей компании Eurasian Resources Group (ERG, бывшая Eurasian Natural Resources Corporation, ENRC — прим. MetalTorg.Ru) Бенедикт Соботка. Промышленная добыча сырья для производства кобальта слишком «привязана» к горнодобывающему производству в секторах меди и никеля, для которых кобальт почти исключительно является побочным продуктом. Рост спроса на кобальт сейчас обусловлен применением кобальтовой продукции в электромобилях, аккумуляторах, восстановлением мирового авиакосмического сектора и хорошим «настроением» закупок кобальта в Китае.

«Всё очевиднее становится неспособность поставок кобальта, производимого из промышленно добываемого сырья, соответствовать текущему буму конечного спроса [на кобальт]», — заявил г-н Соботка на традиционной «Неделе Лондонской биржи металлов» (LME Week, организуемые в начале октября Лондонской биржей металлов традиционные встречи влиятельнейших управленцев, финансистов и производственников, связанных с цветной металлургией). «Наш анализ показал, что недавние объявления о возобновлениях производства и заметных расширениях на важнейших добывающих объектах в Демократической Республике Конго – и слишком малы, и слишком запоздалы. ДРК традиционно является крупнейшим в мире производителем кобальтовой продукции, кобальт давно стал ключевым ингредиентом в аккумуляторах электромобилей. Ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в Конго занимает слишком значительное время. Кроме того, этот процесс является объектом очень жёсткого государственного надзора со всеми вытекающими последствиями», — отметил руководитель ERG.

В отличие от весьма слабого «отклика» промышленной добычи на рост спроса, кустарное производство кобальта в Африке до сих пор остаётся намного более динамичным и способным к быстрому наращиванию в периоды высокого спроса и цен. Очевидными негативными и, к сожалению, зачастую неизбежными факторами остаются вредные для здоровья и явно небезопасные условия работы, а также применяемый иногда до сих пор детский труд на таких объектах.

Г-н Соботка неоднократно отмечал значительный «вклад» в рост спроса на кобальт со стороны резкого роста продаж электромобилей – по его мнению, их продажи уверенно следуют к прорыву за 6 млн. в этом году, примерно в полтора больше, чем ожидалось лишь год назад. «Год назад очень немногие допускали, что будет продано более 4 млн. электромобилей», заметил в этой связи г-н Соботка. Он также отметил, что заниженная прогнозная оценка потребления кобальта произошла не только в секторе электромобилей: «Сейчас можно с уверенностью говорить о сохранении недооценки спроса на кобальт и на 2022 г., особенно после того, как постепенно всё-таки будут преодолено множество перебоев в комплексе поставок для автомобилестроения, особенно проблемы в обеспечении полупроводниковыми чипами».

Настоящим свежим и сильным «ветром перемен» можно считать рост использования электромобилей в США. Доведение к 2030 г. до 50% доли электромобилей в США нередко называлось чисто политической предвыборной декларацией администрации (президента Джо Байдена), но «знаковым» фактором стало объявление амбициозных производственных планов в отношении электромобилей таких гигантов, как Stellantis, Ford и General Motors. «Если США перейдут такой рубеж, то глобальное проникновение электромобилей получит импульс резкого роста, что, в свою очередь, придаст ощутимую поддержку росту спроса на кобальт», отметил г-н Соботка.

При этом он отметил, что текущий энергетический кризис в Европе и Китае высветил значение устройств хранения электроэнергии – в первую очередь это значительный рост роли литий-ионных аккумуляторов, позволяющих сохранять электроэнергию долгое время при очень малом времени активации.

Потребление [кобальта] в секторе источников питания составляет около четвертой части от общего конечного спроса на металл.

По мере ослабления пандемических ограничений можно прогнозировать достаточно сильное восстановление авиакосмической отрасли, что также поддержит спрос на кобальт.

Китайская стратегия и политика закупок кобальта может оказать весьма неожиданное воздействие на спрос на кобальт – «каждое новое оживление в закупках кобальта китайским государственным Бюро по запасам и резервам (State Reserve Bureau, SRB) может привнести риск локального всплеска спроса на кобальт. В последние годы SRB активно закупало металлический кобальт для обеспечения стабильных поставок, и совершенно реалистичным будет возвращение SRB на рынок для закупок и в следующем году», – считает г-н Соботка.

В первые же рабочие дни после завершения длительного празднования Дня образования КНР преобладающие цены на кобальт 99,8% на китайском рынке укрепились с 370000-394000 до 375000-395000 юаней ($58191-61295) за тонну ex-works. Это обусловлено укреплением международных цен, ростом местного фьючерсного рынка и напряжённостью спотового предложения.

Источник: MetalTorg.Ru