Украинская железорудная отрасль находится в кризисном состоянии

В силу утраты в ходе войны в Донбассе и СВО бОльшей части сталелитейных мощностей, а также падения объемов металлопроизводства в самой Украине, профицит ЖРС на рынке этой страны возрос на порядок. Однако его реализации на внешних рынках препятствуют логистические проблемы и неблагоприятная конъюнктура. В середине декабря 2022 г. министр экономики Украины Юлия Свириденко в ходе встречи с министром экономики Словацкой Республики Карелом Гирманом заявила о том, что у украинских производителей железорудного сырья (ЖРС) есть возможность существенно увеличить объем его поставок в Словакию. Еще в июне эта страна вытеснила Китай с первого места в списке импортеров ЖРС из Украины и с тех пор остается его крупнейшим потребителем. К октябрю ее доля в общем объеме украинского экспорта этого вида сырья достигла 19,16% и составила 4,3 млн т. Однако, для ее значительного роста Украине и Словакии необходимо расширить возможности транспортного сообщения и устранить ряд узких мест в логистике, что и было одним из основных предметов обсуждения министров экономики обеих стран. В частности, речь шла о перспективах развития пограничных переходов в Ужгороде, транспортных коридоров Чоп—Кошице, Мукачево—Кошице и т.д. Производство и реализация Напомним, что почти 70% железорудных мощностей Украины принадлежит международной горно-металлургической компании «Метинвест», которая в силу этого входит в десятку крупнейших производителей ЖРС в мире. Так, она владеет: самым большим горно-обогатительным комбинатом (ГОК) в Европе — ЧАО «Северный ГОК» (СевГОК), выпускающим железорудный концентрат (с содержанием железа 66%) и окатыши (62%, 63% и 65%); и еще почти тремя из пяти наиболее крупных ГОКов в Украине — примерно 50% акций ПАО «Южный ГОК» (ЮГОК) — концентрат (67,7%), а также целиком ЧАО «Ингулецкий ГОК» (ИнГОК) — концентрат (64,8% и 67%) и ЧАО «Центральный ГОК» — концентрат (68,5% и 70,5%) и окатыши (67,5%). В 2021 г., по данным компании, объем производства ЖРС на всех этих предприятиях составил 52,11 млн т, в том числе концентрата — 43,5 млн т, а окатышей — 8,61. До середины марта 2017 г. значительную часть этого объема «Метинвест» реализовывал на внутреннем рынке Украины, обеспечивая этим видом сырья принадлежавшие ему ПрАО «Азовсталь», ПрАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича», ПАО «Запорожсталь» и ПрАО «Енакиевский металлургический завод» (ЕМЗ); входившие в состав корпорации «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД) ПАО «Алчевский металлургический комбинат» (АМК) и ОАО «Днепровский металлургический комбинат им.Дзержинского (ДМКД) (ныне — ПрАО «Каметсталь»); а также ПрАО «Донецксталь-металлургический завод» (ныне — ООО «Донецкий металлургический завод», ДМЗ), которым владела группа «Донецксталь». А остававшуюся бОльшую часть ЖРС группа сбывала преимущественно на рынка дальнего зарубежья, доставляя его туда морским путем через украинские порты.

Новости по теме

10:21,

27 февраля 2023 г.

Показатели украинского экспорта черных металлов в январе 2023 г.

Однако к концу февраля 2022 г. число потребителей производимого «Метинвестом» ЖРС внутри Украины сократилось до всего лишь двух метпредприятий — «Запорожстали» и вошедшей к этому времени в состав группы «Каметстали». Более того, в силу Специальной военной операции (СВО) совокупный объем металлопроизводства на обоих комбинатах уменьшился более чем в 2 раза. При этом все украинские порты, через которые «Метинвест» мог бы переориентировать на экспорт высвободившиеся объемы ЖРС, оказались недоступны. По этим причинам в марте средний объем загрузки железорудных мощностей в Украине в целом, по сравнению с довоенным периодом, также сократился примерно в 2 раза. Как бы то ни было, но еще в весенние месяцы, в силу довольно благоприятной конъюнктуры внешних рынков и благодаря построению новых логистических маршрутов, группе удавалось отправлять избыточные объемы ЖРС на экспорт. А потому — в I полугодии 2022 г., по данным компании, объем выпуска ЖРС на всех ее предприятиях, за исключением ЮГОКа, все еще составил 8,8 млн т. В частности, объем производства концентрата на СевГОКе, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., уменьшился на 52%, до 3,25 млн т, на ИнГОКе — на 47%, до 3,51 млн т и на ЦГОКе — на 19%, до 2,048 млн т. Однако уже в середине июня конъюнктура внешних рынков ЖРС начала ухудшаться, поэтому уровень загрузки мощностей трех крупнейших ГОКов «Метинвеста» снизился до 30%. А к концу того же месяца руководство группы приняло решение и вовсе приостановить их деятельность: с 1 июля — ЮГОКа и ИнГОКа, а с 15 июля — СевГОКа. Как пояснили в пресс-службе компании, это было обусловлено, главным образом, чрезмерно возросшей себестоимостью производства. «Падение цен на ЖРС на мировом рынке наряду с существенным ростом расходов на транспортировку продукции сделали ее выпуск просто убыточным», — уточнил главный аналитик GMK Center Андрей Тарасенко. Итак, в период с середины августа и до начала ноября единственным работавшим железорудным активом «Метинвеста» оставался ЦГОК. В результате, по последней информации, предоставленной пресс-службой группы, в январе-сентябре 2022 г. объем производства концентрата на всех ее предприятиях, за исключением ЮГОКа, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., уменьшился на 59%, до 9,7 млн т. Таким образом, если в I полугодии 2022 г. объем выпуска этого вида сырья в компании сократился до 8,8 млн т, то в III квартале он составил всего лишь 900 тыс. т. 7 ноября, после четырех месяцев простоя, был вновь введен в эксплуатацию только ЮГОК. Как сообщили в пресс-службе «Метинвеста», в этом месяце объем производства концентрата на предприятии не превысил 173 тыс. т, то есть только 13,4% того объема, который был выпущен в ноябре 2021 г. «Еще одной причиной подобного спада производства, кроме неблагоприятной конъюнктуры и критически подорожавшей транспортировки, стал возникший вследствие ракетных ударов Российской Федерации (РФ) в начале октября дефицит электроэнергии», — отметили в пресс-службе группы.

Новости по теме

10:20,

17 марта 2023 г.

Минфин обсуждает с металлургами корректировку НДПИ

«До СВО примерно 70% продукции ЮГОКа компания сбывала на внешних рынках. Однако пока возможностей для этого нет. Те объемы концентрата, которые он пока будет выпускать, будут использованы на оставшихся метпредприятиях «Метинвеста» — «Запорожстали» и «Каметстали». Хотя, нарастающий кризис в энергосистеме Украины, безусловно, может стать непреодолимым препятствием ныне осуществляющейся производственной деятельности», — уточнил пресс-секретарь Южного ГОКа Михаил Корсаков. Все это означает, что до тех пор, пока вся совокупность негативных факторов — недостаточно высокие цены на ЖРС на внешних рынках, недоступность украинских портов и нарастающий дефицит электроэнергии в стране — будет оставаться в силе, железорудный сегмент «Метинвеста» в лучшем случае сможет работать лишь на самых малых оборотах, а в худшем — будет остановлен совсем. При этом вопрос о том, в какой мере группа будет заинтересована в сохранении за собой столь значительного объема неиспользуемых сырьевых мощностей, разумеется, остается открытым. Экспорт и логистика В 2021 г., по данным таможенной статистики Украины, объем экспорта ЖРС всеми железорудными компаниями страны, по сравнению с 2000 г. сократившись лишь на 4,2%, составил 44,46 млн т. Тогда его главным потребителем являлся Китай, доля которого в общем объеме вывоза этого вида сырья из страны достигла 41,9%. Второе и третье место в списке крупнейших импортеров украинского ЖРС занимали Чехия (9,65%) и Польша (7,99%). И еще в январе-апреле 2022 г., несмотря на СВО, общий объем экспорта ЖРС из страны, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., уменьшился не столь уж существенно — на 8,6%, до 12,98 млн т. Главным его потребителем оставался Китай, но его доля сократилась до 24,04%. А второе и третье место заняли Словакия (16,11%) и Австрия (13,69%). То есть, часть того объема этого вида сырья, которая ранее поступала в Китай, была перенаправлена в Словакию. Однако уже в мае-июне 2022 г., по информации заместителя министра экономики Украины Тараса Качки, объем экспорта ЖРС, по сравнению со среднемесячным объемом предыдущих четырех месяцев 2022 г., сократился сначала примерно на 30% в мае, до 2,28 млн т, и почти на 50% в июне, до 1,75 млн т. «Разумеется, главной причиной тому стала недоступность отечественных портов, вследствие которой только во II квартале объем осуществляемых через них морских перевозок уменьшился на 86,5%. В силу этого большая часть всех экспортных поставок была переориентирована на рынки Европейского союза (ЕС)», — подчеркнул г-н Качка. В результате, в I полугодии 2022 г., по данным Тамстата Украины, объем экспорта ЖРС из страны, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., сократился уже на 24,2%, до 17,01 млн т. — данные таможенной статистики. При этом главным его потребителем стала Словакия, доля которой возросла до 18,68%. А второе и третье место заняли Китай, доля которого уменьшилась уже до 17,55%, и Польша (14,65%). Итак, единственным путем вывоза железорудной, как и почти всей прочей, продукции из Украины стали железные дороги. Вследствие этого, среднее расстояние от исходного пункта до порта отправки груза в дальнее зарубежье увеличилось в 5 раз, а объем транспортных расходов, по данным разных компаний, вырос в 2-5 раз. Между тем, пропускная способность как АО «Укрзализныця» (УЗ), так и пограничных переходов оказалась недостаточной для удовлетворения потребностей всех перевозчиков. А потому, в I полугодии 2022 г., по данным пресс-службы УЗ, так же, как и объем экспорта ЖРС, объем перевозок железной и марганцевой руды, по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., сократился на 29,3%, до 15,7 млн т. В июле, по данным Тамстата Украины, объем экспорта ЖРС из страны, по сравнению с июлем 2021 г., уменьшился уже почти на 60%, до 1,56 млн т. В целом, в январе-июле он, по сравнению с 7 месяцами предыдущего года, сократился на 28,8%, до 18,57 млн т. Однако, если в январе-апреле среднемесячный объем экспорта ЖРС составлял 3,24 млн т, то в мае-июле — лишь 1,86 млн т. При этом географическая структура первой тройки, по сравнению с итогами I полугодия, существенно не изменилась — Словакия (19,8%), Китай (16,07%), Польша (15,6%). В августе объем экспорта ЖРС из Украины продолжал уменьшаться примерно теми же темпами, что и во II квартале. В результате, по итогам 8 месяцев он, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сократился на 32,8%, до 20,01 млн т. В то же время его крупнейшим потребителем осталась Словакия (19,8%), на втором месте оказалась Польша (16,5%), а на третьем — Чехия (15,9%). И, наконец, по итогам 2022 г. объем экспорта ЖРС из Украины, по сравнению с 2021 г., уменьшился на 45,9%, до 23,98 млн т. При этом его крупнейшим потребителем стала Словакия (19,23%), на втором месте оказалась Чехия (17,32%) и на третьем — Польша (16,49%). Таким образом, с начала СВО основными импортерами украинской железорудной продукции стали страны ЕС, полностью вытеснив Китай из их общего списка.

Новости по теме

12:10,

09 марта 2023 г.

Vale будет производить ЖРС из отходов хвостохранилища в Бразилии

Наряду с этим, в течение марта-августа 2022 г., по данным пресс-службы УЗ, объем железнодорожных перевозок ЖРС в Украине колоссально уменьшился: в марте—мае, по сравнению с весной 2021 г., в среднем более чем на 77%, до 6,48 млн т, а в июне-августе, по с летом 2021 г. почти в 2,5 раза, до 4,51 млн т. А потому, по итогам января-августа он не превысил 18,67 млн т. В течение осени сложившееся к этому времени положение дел в данной сфере существенно не изменилось: объемы экспорта ЖРС и объемы его железнодорожных перевозок продолжали сокращаться примерно теми же темпами, что и весной-летом, а географическая структура первой тройки оставалась той же, что и установилась к концу августа — Словакия, Польша, Чехия. В конечном счете, в ноябре по данным замминистра экономики Украины, объем вывоза этого вида сырья из страны, по сравнению с ноябрем 2021 г., уменьшился уже более чем на 80%, до 783 тыс. т. «Это самый низкий показатель с начала года. И, к сожалению, перспективы выглядят еще более мрачно», — подчеркнул г-н Качка. В целом, в январе-ноябре 2022 г. объем экспорта ЖРС из Украины, по сравнению с 11 месяцами 2021 г., сократился на 42,9%, до 23,2 млн т. При этом Словакия потребила 19,20% этого объема, Чехия — 16,8%, а Польша — 16,41%. В свою очередь, в январе-октябре 2022 г., по данным пресс-службы УЗ, объем перевозок ЖРС, по сравнению с 10 месяцами 2021 г., уменьшился уже на 54,5%, а в ноябре, по сравнению с октябрем, еще на 20,6%. «Сокращение объемов поставок этого вида сырья в Европу обусловлено существенным удорожанием электроэнергии в этом регионе, из-за которого местные металлопроизводители вынуждены сокращать объемы производства металлопродукции и, соответственно, объемы закупок сырья», — пояснил заместитель директора департамента коммерческой работы УЗ Валерий Ткачев. Разумеется, в случае улучшения конъюнктуры мирового рынка ЖРС до уровня рентабельности его производства в Украине, возросшей из-за логистических осложнений, объемы его экспорта могли бы возрасти, по крайней мере, настолько, насколько позволяет пропускная способность УЗ и погранпереходов. Однако, нарастающий дефицит электроэнергии в стране может стать непреодолимым препятствием к его выпуску как для продаж на внешних рынках, так и для использования на внутреннем. А потому — наряду с многими другими сегментами украинского горно-металлургического комплекса, железорудное производство пока постепенно угасает.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»