С ростом стоимости перевозок металлургических и строительных грузов разбирается правительство

Минпромторг разбирается с удорожанием перевозок металлургических и строительных грузов: цены выросли на 10–25% на автотранспорте и на 20–90% на железной дороге. В последнем случае повышение в основном вызвано ростом ставки предоставления вагонов. Но железнодорожные операторы подчеркивают, что ставки еще не вернулись даже на уровень 2019 года. В ОАО РЖД добавляют, что погрузка при этом растет, сообщает Коммерсантъ.

“Ъ” ознакомился с письмом главы Минпромторга Дениса Мантурова первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 10 ноября. Министр просит провести правительственное совещание по вопросу транспортировки металлургической продукции и стройматериалов, поскольку поступают жалобы отраслевых ассоциаций на «существенный рост» стоимости транспортировки этих видов продукции: на 10–25% автотранспортом и на 20–90% железной дорогой. Причем инфраструктурная часть железнодорожного тарифа (ее платят в адрес ОАО РЖД) выросла лишь на 3,4%, тогда как плата на вагон — почти на 40%.

Доля транспортировки в конечной цене продукции, согласно документу, может составлять для металлургической промышленности 5–6%, для стекла — 10–20%, для теплоизоляции — 20–30%, для цемента — 30–40%, для нерудных материалов — 50–90%. Это вынуждает производителей повышать цены и создает риски невыполнения поставщиками стройматериалов своих обязательств по долгосрочным контрактам.

В сентябре Минпромторг уже попросил ФАС проверить рост тарифов, пишет господин Мантуров. В ФАС “Ъ” сообщили, что постоянно ведут мониторинг средних ставок предоставления вагонов и «в настоящее время дополнительно прорабатывают вопрос».

В ОАО РЖД уточняют, что перевозки черных металлов в январе—октябре выросли на 3%, до 56,7 млн тонн, в том числе на экспорт — на 7,7%, до 24,6 млн тонн. За 16 дней ноября погрузка черных металлов увеличилась на 9%: «Металлурги по объемам перевозок идут с опережением тех прогнозов, которые давали на этот год». Дефицита локомотивов на сети нет, утверждают в монополии, сроки соблюдаются и для металлургических грузов находятся на исторических максимумах, превышая 99%.

В ассоциации «Русская сталь» говорят, что к ноябрю ставка предоставления вагона выросла на 130% по сравнению с первым кварталом: «По нашему мнению, причиной стал дефицит подвижного состава. На конец августа у ОАО РЖД было более 40 тыс. вагонов, требующих ремонта. Операторы не спешат с проведением ремонтных работ, пытаясь использовать данную ситуацию для заключения долгосрочных сервисных договоров на выгодных для себя условиях».

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) 17 ноября направил в Минпромторг письмо (есть у “Ъ”), в котором утверждал, что повышение ставок вызвано резким ростом спроса на полувагоны из-за роста цен на уголь. При этом ставки не достигли даже уровня 2019 года: средняя суточная ставка аренды полувагона (1200 руб. в октябре) за десять месяцев 2021 года была на 8% ниже уровня того же периода 2020 года, на 52% — уровня 2019-го, и на 49% — 2018 года. Рост ставок в этом году «вызван исключительно рыночными факторами и никаким образом не обусловлен» действиями, противоречащими ФЗ о конкуренции, резюмируется в документе. Там также отмечается, что «наиболее защищенными с точки зрения бесперебойного и достаточного обеспечения подвижным составом являются грузовладельцы, имеющие долгосрочные / сервисные контракты с операторскими компаниями».

Начальник управления маркетинга «УВЗ-Транс» Станислав Золотарев говорит, что профицит вагонов образовался во многом из-за того, что операторы стремились закупить их как можно раньше, поскольку цена на новый вагон росла на росте цены на металл. А потом, когда ставка рухнула, из-за высоких цен на ремонты операторы отставили порядка 75 тыс. вагонов. Это привело к росту ставок с 750 до 1100 руб., то есть лишь до уровня, позволяющего поддерживать существующий парк. Господин Золотарев предлагает сразу выставить размер ставок, как на Украине,— порядка 7 тыс. руб. за полувагон и до 10 тыс. за зерновоз, что «решит и проблемы ремонта, и инвестпривлекательности, и доходности оперирования».

Источник: КоммерсантЪ