«Русская сталь», представляющая интересы крупнейших российских металлургических компаний, просит не продлять антидемпинговую пошлину на стальные кованые валки украинского производства. Такая просьба изложена в письме ассоциации в адрес департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; есть в наличии “Ъ”). В ассоциации отказались от комментариев. Валки являются рабочим инструментом прокатного стана, с помощью которого формируется профиль и геометрия проката.
Антидемпинговая пошлина в размере 26% от таможенной стоимости действует с 2011 года и несколько раз продлялась. Очередной срок ее действия истекает 28 февраля. Металлурги в письме указывают, что пошлина продлялась при условии, что производители на территории ЕАЭС смогут удовлетворять спрос на валки.
Однако, по мнению «Русской стали», с этим есть проблемы: «В дополнение к значительному росту цен, который по предложениям поставки на 2022 год достигает 45%, критическими проблемами для потребителей все еще остаются неудовлетворительные качество и сроки поставок продукции». В письме сказано, что единственный на данный момент поставщик валков в ЕАЭС — ПАО «Уралмашзавод» — не может гарантировать поставки в срок. Завод не ответил на запрос “Ъ”. «Русская сталь» утверждает, что сумма штрафов за срыв сроков поставки в 2019–2021 год составила 20 млн руб., а период просрочки — 200 дней.
«Русская сталь» добавляет, что при плановом пересмотре пошлины производители валков говорили о крупных инвестициях в модернизацию выпуска. Однако, по информации ассоциации, инвестпроекты не были реализованы, а важный поставщик — машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ — приостановил деятельность (в 2019 году признан судом банкротом). «Фактически сложившаяся ситуация делает импорт с Украины безальтернативным, а антидемпинговая пошлина создает избыточные издержки для стальных производителей»,— заключают металлурги.
В материалах антидемпингового расследования ЕЭК, которое проводилось в 2019 году, говорится, что объем импорта валков с Украины в 2018 году составлял 9,5 тыс. тонн. Цена на такие валки на условиях CIF составляла 123 тыс. руб. за тонну (с учетом таможенной пошлины и сборов, но без антидемпинговой пошлины), тогда как произведенные в ЕАЭС валки стоили 149 тыс. руб. за тонну. На украинский импорт приходилось больше половины потребления валков в ЕАЭС (16,4 тыс. тонн) и 68% их импорта.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин говорит, что исторически на территории СССР крупнейшим производителем валков был Новокраматорский машзавод. После ухудшения отношений с Украиной производство валков развивалось на «Уралмаше», а действующие валки восстанавливались на ремонтных подразделениях самих меткомбинатов. По словам аналитика, после одномоментного устаревания оборудования, которое было установлено в период модернизационного бума в черной металлургии в 2009–2014 годах, российский производитель испытывает временные трудности с удовлетворением накопленного спроса. Иностранные производители Danielli и SMS Demag сами завалены заказами и не могут быстро поставлять валки требуемых типоразмеров. Кроме того, из-за роста стоимости сырья и ослабления рубля валки из ЕС будут очень дороги, отмечает Сергей Гришунин, считая снятие ограничений с импорта украинских валков правильным решением.
Источник: КоммерсантЪ