Повторные вспышки COVID-19 во многих провинциях и крупных городах Китая, особенно в Шанхае и Чанчуне, значительно сильнее ударили по промышленному спросу на «аккумуляторные» металлы (т.е. металлы, применяющиеся в производстве автомобильных аккумуляторов), чем наблюдавшиеся в апреле проблемы с поставками сырьевых материалов. До конца мая китайский спрос на такие металлы будет сталкиваться с серьёзными вызовами, т.к. производителям электромобилей потребуется определённое время для восстановления темпов производства, прерванных из-за упомянутых вспышек COVID-19. На расположенные в регионах Шанхая и Чанчуна промышленные объекты, связанные с продукцией для электромобилей, приходится около 20% от общекитайского производства таких транспортных средств. И объекты в указанных регионах из-за повторных вспышек коронавируса с конца марта столкнулись с серьёзными перебоями комплекса поставок. Несмотря на сообщения о снятии режима локдауна в самом Шанхае, постепенное снятие ограничений до «нулевого состояния» запланировано вплоть до середины июня – и то лишь в случае успешного преодоления распространения коронавируса.
Восстановление производства автомобилей и комплектующих на площадях возле Шанхая и Чанчуна в той или иной степени началось ещё в середине апреля, но для возвращения к полной загрузке мощностей и полному восстановлению цепочек поставок всё ещё требуется определённое время. Поэтому даже у ведущих производителей авто и комплектующих в Шанхае, включая SAIC Motor Corp Ltd и Tesla Shanghai Gigafactory возвращение к «нормальному» режиму работы идёт медленно — SAIC Motor планирует восстановление «нормальных» объёмов производства только к концу мая.
В апреле был зафиксирован резкий спад производства и продаж электромобилей и аккумуляторов – на фоне локдаунов такой спад оказался «двузначным». Несколько [китайских] производителей в апреле были вынуждены замедлить или приостановить производство по причине нехватки комплектующих. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей в апреле выпуск авто «новой энергетики» составил 210 тыс. штук, на 33% меньше, чем в марте, а продажи упали на 38,3% до 299 тыс. шт.
Несмотря на такое внушительное падение по сравнению с предшествующим месяцем, производство и продажи электромобилей в Китае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказались значительно выше, что отражает стремительную «экспансию» данного сектора китайского автопрома. Многие позволяют себе сохранять откровенно позитивные оценки и прогнозы относительно продаж электромобилей в Китае в текущем году, даже несмотря рост цен и достаточно ощутимое «схлопывание» спроса из-за возвращения вспышек коронавируса.
В течение последних недель китайские цены на соли лития, ключевого компонента литий-ионных аккумуляторов, оказались под серьёзным давлением на фоне роста производства продукции из соляных озёр, локального ослабления промышленного спроса в условиях локдаунов, и призывов китайских властей к приведению сырьевых цен на «разумные» уровни. В итоге цены на карбонат лития «аккумуляторного» качества во второй половине марта просели первый раз после непрерывного роста с января 2021 г. Но такое проседание многие считают локальным, ожидая возобновления роста цен на литий-содержащие материалы во втором полугодии по мере усилий производителей электромобилей ускорить производство для достижения намеченных годовых показателей.
Ограничительные меры в Китае слабо сказались на производстве солей лития, и крупнейших переработчиков в пров. Цзяньси, Сичуань, Циньхаи повторные вспышки коронавируса практически не задели.
Спад китайского импорта карбоната лития и экспорта гидроксида в апреле был вызван локдаунами в Шанхае. Как полагает участник рынка, «…не думаю, что власти откроют полностью портовые мощности, пока не будет достигнуто по-настоящему нулевое распространение случаев заболевания. Опасаюсь, что это локдауны снимут не ранее конца мая-начала июня».
Локдауны ощутимо затронули рафинирующие кобальтовые производства и промышленный спрос со стороны производителей аккумуляторов, в середине мая ещё ощущалась явная замедленность рыночной активности. Естественно, все ожидают восстановления спроса на кобальт с возвращением к нормальному уровню производства электромобилей и их продаж по мере преодоления последствий вспышек коронавируса в Китае. Особенные надежды на ускорение возвращения к позитивным ожиданиям спроса связываются со снятием режима локдаунов в регионе вокруг Шанхая.
Замедление активности на рынке кобальта, к сожалению, связано и со слабым спросом на компьютерную технику, устройства связи и потребительскую электронику в целом – в этом году преодолеть проседание этого спроса пока не получается.
Многие китайские производители рафинированного кобальта и [кобальтовых] катодов сокращают производство на фоне снижения промышленных заказов и роста себестоимости. При этом немало участников рынка, которые вовсе не спешат выходить на рынок из-за вполне обильного предложения. По уверениям китайского торговца, «…на рынке сейчас большие запасы сульфата кобальта, с гидроксидом кобальта сейчас точно не ощущается нехватки. Перенасыщение промежуточным сырьём вполне может продолжаться до конца мая и спокойно «перетечь» в июнь».
В связи с ужесточением ограничений после несколько раз упомянутых выше вторичных вспышек COVID-19 во многих китайских городах и ростом себестоимости несколько китайских производителей сульфата никеля вынуждены были приостановить или ощутимо снизить свои производства. Ясно, что по мере постепенного возвращения в нормальный режим автомобильной отрасли на востоке Китая спрос на никель в секторе производства источников питания также будет постепенно возрастать.
Китайские производители в последние месяцы в большей степени пытаются применять литий-железо-фосфатные аккумуляторы вместо привычных никель-кобальт-марганцевых, чтобы снизить производственные издержки в условиях высоких цен на литий, кобальт и никель.
Источник: MetalTorg.Ru