Индийский слон замедлил шаг

На протяжении многих лет Индия считалась одной из наиболее быстро развивающихся государств мира. Производство стали в стране за двадцать лет выросло более чем в 4 раза, что позволило Индии выйти на второе место в мире после Китая. Индийские металлургические компании Tata Steel и JSW Steel входят в число мировых лидеров с глобальными амбициями. Однако в 2019 г. индийская экономика внезапно столкнулась с кризисом, приведшим к сокращению выплавки стали в стране и агрессивной экспортной экспансии.

Истоки этих проблем можно при желании усмотреть еще в начале 90-х гг., когда в Индии были проведены радикальные экономические преобразования, направленные на отказ от прежнего жесточайшего протекционизма в пользу большей открытости миру. Как теперь замечают индийские эксперты, в то время их страна находилась фактически в одном положении с Китаем, но избрала кардинально иную экономическую модель.

Развитие индийской промышленности происходило чисто по рыночным принципам. Крупные компании, принадлежащие, как правило, индийским семейным группам, брали кредиты на миллиардные суммы (в долларовом эквиваленте) в индийских банках, по большей части, государственных. За счет таких же банковских займов финансировались и многочисленные инфраструктурные проекты. Очередная волна подобных инвестиций поднялась в начале текущего десятилетия, когда Индия, по примеру Китая и других стран, решила стимулировать свой экономический рост за счет капиталовложений.

Однако в силу ряда причин эта ставка не сработала. Из-за бюрократических ограничений и проволочек, нехватки квалифицированных специалистов и управленцев, недостаточной продуманности бизнес-планов, падения цен на стальную продукцию, нефть и многие другие товары в 2015-2016 гг. очень многие проекты не окупились. Компании оказались отягощены огромными, часто непосильными долгами, а банки — массой проблемных займов.

Это привело к падению инвестиционной активности. А одновременно индийская экономика получила новые удары, нанесенные непродуманной налоговой реформой и чересчур усердной борьбой с теневой экономикой, которая разорила малый бизнес и обслуживающий его неформальный финансовый сектор, который заодно кредитовал строительные проекты.

Спад в промышленности и строительстве привел к падению покупательской способности и индийского среднего класса. Тем более, что банки больше не предоставляли кредиты на покупку жилья и недвижимости. Итогом всех вышеописанных процессов стал настоящий обвал в строительстве и автомобилестроении — двух основных опорах индийского рынка стали. С августа 2019 г. производство и видимое потребление стальной продукции в стране начали демонстрировать устойчивое снижение показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чего в истории национальной металлургии не случалось уже лет десять.

Новости по теме

09:02,

06 марта 2020 г.

Корейская Hyundai Steel может построить металлургический завод в Индии

По оценкам рейтингового агентства Ind-Ra, в 2019/2020 ф.г. темпы роста потребления стальной продукции в стране составят не более 4%, тогда как в предыдущем году этот показатель достигал 6,5-7%. Причем по итогам первой половины периода был зафиксирован подъем, а во второй ожидается снижение на 2-3%.

Полный текст статьи читайте в мартовском номере МСС.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»