Алюминиевые банки оказались в дефиците

О нехватке алюминиевых банок сообщили РБК два крупных производителя пива в России, а также несколько источников в компаниях — производителях безалкогольных напитков.

Дефицит алюминиевой тары фиксирует AB InBev Efes (производитель BUD, Stella Artois, Velkopopovický Kozel, Corona Extra и др.), говорит представитель компании в России Ораз Дурдыев. Алюминиевой тары не хватает не только в России, но и на большинстве рынков по всему миру, отмечает директор по корпоративным отношениям российского офиса Heineken Алексей Воробьев. Проблемы с алюминиевой тарой на рынке подтверждает и представитель сети «Лента».

Дефицит алюминиевой банки наблюдается последние три месяца, рассказал РБК менеджер одного из крупных производителей. По его словам, поставщики алюминиевых банок в первую очередь стараются обеспечить поставки по контрактам для крупнейших и наиболее маржинальных брендов — в частности, Coca-Cola и PepsiCo, но проблемы возникли «у всех» производителей безалкогольных напитков. Существование дефицита алюминиевых банок подтвердили источники еще в двух компаниях и в Союзе производителей безалкогольных напитков («Союзнапитки»).

РБК направил запрос представителям Coca-Cola и PepsiCo в России, а также в IDS Borjomi.

Нехватку алюминиевых банок собеседники РБК связывают, в частности, с эффектом пандемии и изменением поведения покупателей, которые перешли на домашнее потребление. Из-за закрытых ресторанов, баров и других заведений HoReCa «перетек» в ретейл, где доля банки традиционно велика, поясняет Дурдыев. Такой формат упаковки, по его словам, более востребован у потребителя, «поскольку банка легче и удобнее». Спрос во время пандемии перераспределился, и потребитель выбрал то, что посчитал наиболее удобным — более компактную и легкую алюминиевую банку, соглашается Воробьев из Heineken.

Долю продукции в алюминиевой таре вслед за изменением спроса наращивает не только пиво, но и другие напитки и мощности поставщиков упаковки этот спрос пока в полном объеме удовлетворить не могут, говорит Воробьев. «Поставщики оказались не готовы к такому эффекту пандемии», — отмечает Дурдыев.

Производители напитков отмечают, что пиву поставщики тары отдают предпочтение: в 2020 году из-за пандемии крупнейшие поставщики банок в России повысили отгрузки производителям именно этого напитка, указывает президент «Союзнапитков» Максим Новиков. Поставки планировали сбалансировать за счет ввода новых мощностей, но на текущий момент ситуация, по словам собеседника РБК, «по-прежнему остается критичной». Источник РБК в крупном производителе напитков связывает дефицит также с ростом спроса на алюминиевую тару у производителей пива, а также у некоторых производителей энергетиков и минеральной воды (например, Borjomi). Стоимость алюминиевой и стеклянной тары сопоставима: алюминиевая банка объемом 0,45 л стоит производителям напитков около 8–10 руб., а стеклянная бутылка объемом 0,5 л — около 6–8 руб., но при этом затраты на логистику при использовании стеклянной тары больше из-за того, что она больше весит.

По данным ретейл-аудита исследовательской компании NielsenIQ, продажи безалкогольных напитков в алюминиевых банках росли самыми быстрыми темпами: за год с апреля 2020-го по март 2021 года они выросли на 13,6% к предыдущему годовому периоду на 13,6% в натуральном выражении. Для сравнения, продажи напитков в пластиковых бутылках выросли за это же время на 7,3%, а в стеклянных бутылках упали на 9,3%.

В Алюминиевой ассоциации (в нее входят такие производители банок, как Ball и CanPack) отмечают, что спрос на алюминиевую тару растет, и производители наращивают мощности, но пандемия «внесла коррективы» в планы развития производства: адаптация к новым реалиям, сложности с приездом из-за границы специалистов для монтажа оборудования увеличили сроки реализации проектов. В 2019 году алюминиевая банка как вид упаковки обошла стекло и вышла на второе место по частоте использования в пивной отрасли. Локдаун и ограничение зарубежного туризма способствовали повышению спроса на напитки, а с ним и на алюминиевую баночную упаковку, говорит представитель ассоциации. В организации указывают, что покупатели выбирают напитки в алюминиевой банке не только из-за ее удобства, но и потому, что это экологичная упаковка, которая перерабатывается на 100%.

Повышение спроса на банку для напитков — результат нескольких факторов, говорит представитель одного из крупнейших мировых производителей алюминия UC Rusal. В теплое время года спрос на прохладительные напитки растет, а теперь на него дополнительно повлияли изменение структуры потребления из-за пандемии, развитие внутреннего туризма, а также развитие новых сегментов напитков, разливаемых в банку (это, в частности, вода, соки, вино).

Источник: РБК